- преобразование в социально-экономической и политической ситуации изменили социально-профессиональный статус педагогических и руководящих работников школы;
- обновление содержания образования предъявило новые, более высокие требования к профессиональной компетенции педагогических работников;
- современные условия преподавания требуют от педагогических работников знания и применения на практике новых методов и форм обучения, а также новейших технологий обучения.
Анализ ресурсного обеспечения выявил определенные разрывы:
между уровнем профессиональной подготовки педагогических кадров и требуемой профессиональной компетентностью педагогов для работы в режиме развивающей парадигмы, учителям, имеющим солидный педагогический стаж, педагогам пенсионного возраста очень трудно перестроить себя на работу в новых условиях. Требуется индивидуальная работа со стороны администрации школы с каждым членом педагогического коллектива в этом направлении;
Эти тенденции обуславливают приоритеты управления образования в сфере работы с педагогическим персоналом.
4. Приоритеты в кадровом обеспечении и повышении профессиональной компетенции педагогов
№ | Направленность управленческих действий | Ожидаемые результаты | Сроки реализации |
1. | Совершенствование методической работы в школе | Повышение профессиональной компетенции педагогических работников, повышение социально-профессинального статуса учителей-стажистов | 2011-2016 |
2. | Организация работы методического объединения классных руководителей | Повышение профессиональной компетенции классных руководителей | 2011 -2016 |
3. | Развитие системы поощрений обеспечивающих стимулирование работы педагогов |
Педагогов
| 2011 |
4. | Создание условий для повышения ИКТ компетенции педагогов | Повышение ИКТ компетенции педагогов | 2011 - 2012 |
- 4. Мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетенции педагогов
№ | Содержание деятельности | Сроки реализации | |
1.Совершенствование системы методической работы в школе | |||
1. | Прохождение курсов повышения квалификации руководящих работников по ГО и ЧС | 2011 - 2015 | |
2. | Прохождение курсов повышения квалификации педагогов школы: | 2011-2015 | |
3. | Совершенствование работы по формированию следующих умений педагогов:
| 2012-2013 | |
4. | Создание школьного методического сборника лучших разработок учебных занятий. |
2012-2013 | |
5. | Организация взаимопосещений уроков, открытых мероприятий с целью ознакомления с опытом работы педагога | 2010-2011 | |
6. | Обобщение передового опыта работы педагогов школы на школьно конференции «Учитель учится всегда» | 2012-2013 | |
7. | Подготовка сообщений на методическом объединении школы об итогах работы: формах, методах организации уроков; использование современных технологий обучения | 2011-2012 | |
2.Организация работы МО классных руководителей | |||
1. | Разработка нормативной документации классного руководителя | 2012 | |
2. | Разработка Положения об ученическом самоуправлении в школе | 2011-2012 | |
3. | Разработка Положения о традиционных мероприятиях школы. | 2012 | |
4. | Участие классных руководителей в школьном конкурсе «Лучший класс года» | 2012-2013 | |
5. | Обобщение опыта работы классных руководителей. Создание методического сборника. | 2012-2013 | |
3.Развитие системы поощрений обеспечивающих стимулирование работы педагогов | |||
1. | Разработка Положения о системе поощрения педагогических работников | 2011 | |
2. | Разработка Положения о поведении конкурса «Лучший класс года» |
| |
3. | Проведение итоговой конференции «Лучший учитель года» | 2012 | |
4.Создание условий для повышения ИКТ компетенции педагогов |
| ||
1. | Повышение ИКТ компетенции педагогических и руководящих работников школы через курсы повышения квалификации | 2011-2015 | |
2. | Использование компьютерных технологий в аналитической деятельности администрации |
| |
3. | Создание медиатеки | 2013 | |
3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
1. Принцип программно-целевого управления
Реализация программно-целевого принципа управления программно-целевого управления образовательным процессом в последние годы подтвердила правильность выбора его в качестве основания управленческой деятельности. Одна из главных особенностей программно-целевого управления состоит в том, что оно позволяет усилить роль целевой стадии управления, сориентировать его на достижение ожидаемых результатов.
В основе управления образованием лежит цель, представляющая собой опосредованные и адаптированные цели общества и отдельных его членов (участников образования). Адаптация целей означает их систематизацию по основанию "глобальная цель". Устанавливается степень соответствия каждой цели глобальной, отличаются те из них, которые находятся в противоречии с ней. Определяются способы увязывания совместных целей. В результате происходит корректировка и глобальной и частных целей. Управление состоит в разработке и реализации программ по достижению этих целей, и, следовательно, созданию условий для их практического осуществления.
Программа есть последовательность полноценно обеспеченных шагов по достижению целей. В общей технологической схеме программно-целевого управления различают три основных этапа:
- Формирование целевой программы
- Планирование ее выполнения
- Управление ее реализацией
2. Цели управления
В современных условиях жизни нарастает сложность системы образования как объекта управления:
- Система приобретает ряд новых социально-образовательных функций (образовательно-культурная, образовательно-пофессиональная, самореализация личности в условиях динамического рынка труда и т.п.)
- Возрастает необходимость максимально учитывать образовательные запросы местного сообщества, ориентироваться на актуальные перспективные потребности местного рынка труда, строить деятельность с учетом местных образовательных традиций, имающихся во внешней социальной среде и внутри самой системы образования.
- Продолжается инновационные процессы в содержании и технологиях образования
- Появляются новые функции в связи с введением федеральных и региональных стандартов (аттестация, аккредитация
Данные изменения, направленные на переход к качественно новому требуют необходимость управления этим развитием.
Глобальная цель управления может быть определена на основе цели образования. И если под целью образования мы понимаем развитие интеллектуально-эмоционально-волевой, и действенно-практической сфер личности, то можно определить глобальную цель школьного управления.
Обеспечение оптимальных, нормативно-правовых, финансово-экономических, материально-технических, содержательных и организационно-управленческих условий учебы, досуга, труда, отдыха обучающихся и работников образования.
3. Функции управления
Система образования развивается, если при постановке новых целей она приобретает новые функции, ведущие к результатам, дополняющим или превышающим установленные нормативы. В результате осознания новых функций управления происходят изменения в организационных структурах. За последние годы совершенствование системы управления происходит за счет методов программно-целевого управления.
4. Структура управления. Уровни управления.
Организационно-управленческая структура школы соотнесена с новым содержанием управления, отражает цели управления.
Уровни управления школой:
- 1. Стратегический уровень.
Директор школы совместно с Советом школы определяет стратегию развития образовательного учреждения, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для ее развития.
Совет школы осуществляет общее руководство . Совет школы – выборный орган, состоящий из представителей педагогического коллектива, представителей родителей обучающихся, директора. Совет школы принмает план развития школы, разрабатывает Устав школы, изменения и дополнения к нему, предложения по внесению изменений и дополнений в учредительные документы, рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, определяет направления использования бюджетных и внебюджетных средств.
Решение стратегической задачи развития различных форм общественного участия в управлении образовательным процессом и повышение эффективности управлением школой обеспечивается за счет реализации мероприятий по направлениям:
- Совершенствование системы управления образовательным процессом на основе использования ИКТ;
- Совершенствование нормативно-правовой базы школы по формам общественного управления в школе в целях определения и расширения полномочий на принятие самостоятельных решений отдельными органами общественного самоуправления;
- Внедрение современных форм общественного и ученического самоуправления;
- Изучение опыта управленческой деятельности ОУ области
- Привлечение Совета школы в проектную деятельность с целью привлечения дополнительных средств на реализацию программы развития школы;
- Повышение квалификации управляющей команды;
- Организация сетевого взаимодействия с образовательными и другими организациями, входящими в единое образовательное пространство.
Общешкольный родительский комитет |
Педагогический совет школы |
Совет школы |
Директор |
Профсоюзный комитет |
2.Тактический уровень
Уровень тактического управления – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен административным советом, методическим советом, малыми педагогическими советами, аттестационной комиссией.
В административный совет входят директор и его заместитель. Он координирует деятельность администрации, подводя итоги и внося необходимые коррективы в процесс реализации программы развития школы. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители МО, творческих групп. МС руководит работой творческих групп учителей, методическими объединениями. МС определяет содержание и организационные формы методической работы в коллективе на текущий учебный год в виде комплекса взаимосвязанных направлений /общекультурная подготовка учителя, профессиональная, методическая, психолого-педагогическая/; утверждает планы и программы; координирует работу социально-педагогической службы.
Малый педагогический совет решает конкретные задачи. По форме это совещание учителей – единомышленников, объединенных решением одной педагогической задачи, требующей коллективных действий. Руководство малыми педагогическим советами, координация их деятельности – одна из обязанностей заместителя директора по УВР.
Завхоз
|
Зам. по УВР |
Руководитель МС (методист) |
1. Обеспечение обновления материально – технической базы. 2. Деятельность по поддержанию технического уровня здания. 3. Контроль по ТБ и условиям труда.
|
1.Научная деятельность. 2. Обеспечение условий профессионального роста педагогов 3. Организация научно-методической деятельности педагогов
|
1. Мониторинг качества знаний и уровня преподавания. 2.Организация деятельности по внутришкольному контролю. 3.Отчетно-аналитическая деятельность. 4.Дополнительное образование по предметам. |
1. Организация внеучебной деятельности детских коллективов. 2. Организация детского самоуправления. 3.Социально-профилактическая деятельность |
3. Оперативный уровень управления
Третий уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области. Руководитель МО выбирается из состава членов МО и утверждается директором школы. МО ведет методическую работу по предмету, организует внеклассную деятельность учащихся, проводит анализ результатов образовательного процесса. МО имеет право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь научных консультантов, согласует свою деятельность с методическим советом школы и в своей работе подотчетно ему.
В школе существует система в работе методических объединений: проводятся обучающие семинары, обобщается опыт работы педагогов. Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. В школе работают методические объединения, на которых обсуждаются вопросы:
- по согласованию графика проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий в школе;
- по организации и проведению олимпиад, конкурсов
В школе действуют методические объединения:
- учителей образовательной области «Филология»;
- учителей предметов физико-математического цикла;
- учителей области естественных наук
- учителей области «История и обществознание».
Планы методических объединений конкретные, грамотно спланирована взаимопосещаемость, работа по преемственности между звеньями. Каждое из методических объединений работает над определенной проблемой. Каждый член методического объединения имеет тему по самообразованию, практикуются творческие отчеты.
Необходимость совершенствования работы с педагогическими кадрами диктуется изменениями в содержании образования. Внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями.
Увеличение объёмов инновационной деятельности нуждается в специальной работе по её координации и мониторингу.
Творческая группа учителей – временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или различных предметов. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта. Подотчетна МС.
5. Выявленные проблемы
- Для эффективного развития школы, успешного перевода ее в новое состояние необходимо решить проблему создания новой концепции управления школой, так как существуют определенные разрывы:
- между желаемыми, требуемыми принципами управления, общей ориентацией управления и существующими принципами, общей ориентацией, которой руководствуется администрация школы;
- между новыми функциями, содержанием управления и набором существующих функций, содержанием управления;
- между требованиями государственно – общественного управления по увеличению доли общественного управления школой и доминирование государственной составляющей управления;
- между новыми технологиями, механизмами управления и традиционными технологиями, механизмами, существующими в школе;
- между набором критериев, показателей, которые необходимы для обеспечения качества будущей управленческой деятельности и имеющимися в арсенале наборами критериев и показателей.
- Второй важной проблемой изменения качества управления школой является активное привлечение родителей, других социальных партнеров в образовательную деятельность школы. Анализ желаемого и действительного состояния дел выявил разрывы:
- между желаемым количеством родителей, способным активно заниматься обучением, воспитанием и развитием своих детей, участвовать в управлении школой, оказывать действенную помощь школе и реальным количеством родителей, на которых школа опирается в образовательной деятельности. Он в среднем составляет 10-15%. Есть определенный процент родителей равнодушных к образованию своих детей, не участвующих в делах школы и около 60 % родителей, которые негативно влияют на воспитание и развитие своих детей;
- между требуемыми и желаемыми партнерскими отношениями с другими социальными партнерами, основанными на хорошо разработанной нормативно-правовой базе, точном выполнении взятых на себя взаимных обязательств и реальном положении дел в этом направлении деятельности.
Результаты образовательной деятельности школы во многом зависят от четкой, скоординированной работы всех служб в работе, отвечающих за жизнедеятельность школы, скоординированность действий школы и других образовательных учреждений, служб, занимающихся созданием условий успешной образовательной деятельности школы.
- Современное содержание управления образованием ставит перед школой новые задачи. Особой проблемой при этом является
- отсутствие надежных методов оценки качества образования в школе; эффективности педагогической деятельности коллектива школы; уровня организации образовательного процесса; уровня воспитанности школьников, которые позволили бы реально оценить качество и уровень развития системы образования в школе.
- Современное управление школой не может считаться достаточным без организации общественно-профессионального управления. Наряду с педагогическим и родительским самоуправлением должное внимание необходимо уделять ученическому самоуправлению в школе.
Таким образом, проводя анализ структуры управления школой, можно сделать следующие выводы:
- наряду с педагогическим самоуправлением в школе должно функционировать ученическое самоуправление;
- для создания эффективной системы мониторинга образовательной системы школы необходимо оснащать службы сопровождения соответствующим инструментарием.
6. Приоритеты в управлении образовательным процессом
Направленность управленческих действий | Ожидаемые результаты | Сроки реализации |
Создание и развитие служб сопровождения управления образованием. | Функционирование в учреждении:
|
2011-2012 |
Создание общественно-профессиональных структур управления образовательной систем и обеспечение координации их деятельности. |
| 2011-2015
|
Создание эффективной системы мониторинга в образовательном учреждении. | Оснащение образовательной системы и служб сопровождения инструментарием образовательного мониторинга. | 2011-2015 |
7. Мероприятия, направленные процессом управления
№ | Содержание деятельности | Сроки реализации |
1. Создание служб сопровождения управления образованием | ||
1 | Развертывание методического кабинета, соответствующего современным требованием. | 2015г. |
2 | Формирование педагогических консилиумов | 2011г. |
3 | Активизация совместной с ГМО деятельности по решению образовательных задач. | 2013г. |
2. Создание общественно-профессиональных структур управления образованием | ||
1 | Разработка Положения об ученическом самоуправлении в школе. | 2011г. |
2 | Выбор актива школы из числа учащихся. | 2011г. |
3 | Создание органа ученического самоуправления в школе. | 2011г. |
4 | Активизация деятельности профсоюза и привлечение его к выработке, обсуждению и реализации важнейших решений, касающихся деятельности школы. | 2011 -2016г. |
5 | Активизация органа управления школой – Совета школы, объединяющего педагогов, родителей, учащихся, профсоюз для реализации важнейших задач школы. | 2011 -2015г. |
3. Создание эффективной системы мониторинга в образовательном учреждении | ||
1 | Использование компьютерных технологий в аналитической деятельности руководителей школы. | 20010-2015гг. |
2 | Создание базы данных по основным направлениям и показателям деятельности школы. | 2011г. |
3 | Создание системы мониторинга каждым педагогом по учебно-воспитательному процессу. | 2012г. |
4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Программы, реализуемые образовательным учреждением
БОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа и№29» реализует образовательные программы второй и третей ступени образования.
Образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования базируются на образовательных программах общеобразовательных школ. В связи с тем, что на заочное обучение отводится меньше часов на изучение предметов, чем в дневных школах, образовательные программы претерпевают некоторые изменения в уменьшении количества часов на изучение тем и разделов по всем предметам.
При заочной форме обучения предполагается увеличение доли самостоятельной работы учащихся в изучении учебного материала. Так как за последнее время (с 1993года) образовательные программы для вечерних (сменных) общеобразовательных школ не переиздавались Министерством образования РФ, педагоги школы вынуждены корректировать учебные программы при написании каленадарно-тематических планирований, опираясь на предложенные планы в журнале «Открытая школа» и на свой собственный опыт. В связи с этим трудно создать единое образовательное пространство даже в стенах одной школы, не говоря уже обо всем городе.
2. Состояние успеваемости учащихся
Показатель | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
Абсолютная успеваемость | 90,3% | 89,9% | 95,4% | 94,4% | 94,3% |
Качественная успеваемость | 7,7% | 7,2% | 7,8% | 7,4% | 5,3% |
3. Результаты участия школьников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, соревнованиях, конференциях Результаты участия школьников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, соревнованиях, конференциях.
Предмет | Учебный год | Участие в конкурсе | результаты |
| 2005-2006 |
|
|
| 2006-2007 |
|
|
| 2007-2008 |
|
|
биология | 2009-2010 | «Сибирские мотивы» | 2 лауреата |
Выводы: Обязательные результаты по предметам за пять последних лет в основном остаются стабильными. Это говорит о качественной работе школы по овладению обязательными результатами обучения. В следующем году нужно обратить внимание на работу со способными детьми, повысить их мотивацию к учению через творческую и исследовательскую деятельность Учителям шире использовать в своей работе проблемное обучение, метод проектов, личностно-ориентированный подход.
3. Выявленные проблемы
Результаты контроля качества образования БОУ Вечерней (сменной) общеобразовательной школы№29 выявили следующие проблемы:
1. обновление содержания образования в связи с модернизацией системы среднего образования, переменами в социокультурном облике страны и отсутствие программного обеспечения в школе затрудняет создание единого образовательного пространства;
2. отсутствие учебников по каждому предмету создает ряд трудноразрешимых проблем:
- затрудняется работа педагога на уроке по формированию самостоятельности при обучении;
- учащимся приходится больше конспектировать и воспринимать информацию на слух;
- учащиеся школы не в полной мере получают домашние задания, тем самым лишены этапа повторения изученного материала;
недостаток дидактических пособий лишает возможности учащихся понимать и запоминать учебный материал, опираясь на зрительную память;
- ослабление взаимодействия между образовательным учреждением и родителями учащихся приводит к систематическим пропускам занятий со стороны обучающихся; увеличивается количество детей и подростков, которые по различным причинам не посещают школу, не получив основного общего образования
- ослабление духовно-нравственного становления учащихся в процессе гражданского воспитания образовательном пространстве, в связи с экономическим и политическим реформированием общества, сменой приоритетов; дезорганизацией жизни семей; разрушением традиций семейного уклада.
4. Приоритеты обновления содержания образования
Направленность управленческих действий | Ожидаемые результаты | Сроки реализации | |
Обновление содержания образования | 1.ориентация на образовательные потребности учащихся и их родителей. | 2011-2016 | |
Продолжение » |
|